«Народный банк Казахстана» не донес государственные деньги до народа

Крупнейший банк страны фактически провалил свою часть госпрограмм по поддержке экономики и населения в период пандемии коронавируса. Его глава Умут Шаяхметова, известная критикой социально-экономической политики правительства Казахстана, осталась верна своему принципу – максимально сдерживать финансовые вливания в экономику и социальную сферу. Однако при этом «Народный» неплохо заработал, прокрутив у себя государственные деньги.

Пандемия ударила почти по каждой семье
Казахстан тяжело пережил первый год пандемии коронавируса. В марте прошлого года в стране было введено чрезвычайное положение, возник тотальный дефицит лекарств, а всплеск безработицы и ограничения в работе бизнеса привели к серьезным экономическим проблемам.
Понятно, что больше всего пострадала сфера услуг – по итогам года ее оборот сократился на 5,6%. Однако все сектора экономики тесно взаимосвязаны, поэтому последствия локдауна почувствовали многие. По данным бюро нацстатистики, в прошлом году валовая добавленная стоимость торговли сократилась на 187,5 млрд тенге, а в транспортной сфере этот показатель уменьшился на 726,8 млрд тенге. А если нет торговли и перевозок, значит меньший объем продукции выпускается на предприятиях, меньше выплачивается зарплат.
Уже к лету 2020 года у 76% казахстанцев сократился семейный доход, следует из данным социологических исследований компании «BISAM – Central Asia». Пострадавшим дважды выплатили по 42,5 тысячи тенге, но системно решать подобные проблемы властям пришлось учиться буквально «на ходу».
Правительство экстренно разработало пакет антикризисных мер. Безработным выплачивали пособия, для бизнеса были введены налоговые каникулы и льготное кредитование. Чтобы «перезапустить» экономику власти Казахстана направило в банки около 1,17 миллиарда долларов (770 млрд тенге).

Миллиарды пустили в процент
Почти треть средств госпомощи – 229,3 млрд тенге - получил «Народный банк Казахстана» («Халык»), который возглавляет Умут Шаяхметова. Она неоднократно критиковала правительство республики за чрезмерные, по ее мнению, объемы государственной поддержки экономики, а также выступала против возврата казахстанцам части пенсионных накоплений.
Эпидемия еще не закончилась, так что решение властей об использовании этих средств для оплаты лечения стало хорошей антикризисной мерой для многих семей. Однако глава «Народного банка» выступала с жесткой антинародной позицией: «Нельзя просто так раздавать деньги, поскольку вырастет инфляция!»
Удивительно было слышать такие слова от человека, который раньше считался одним из лучших экономистов Казахстана. Ведь и в Европе, и в США именно прямые выплаты домохозяйствам поддержали и простых граждан, и предпринимательскую среду. А вот Шаяхметова, например, призывала полностью отказаться от поддержки сельского хозяйства, поскольку «оно почти мертвое».
В пандемию эта позиция главы «Халык-банка» проявилась во всей красе. Из 229,3 млрд тенге главный банк Казахстана припрятал почти половину – до малого и среднего бизнеса дошли только 52% выделенных государством средств!

А где же остальные миллиарды?
Конечно, Умут Шаяхметова не украла 114 млрд тенге – банк просто хорошо заработал на прокачке государственных денег. В прошлом году приносящие доходы активы «Народного» выросли на 632 миллиарда (это $1,5 миллиарда), и среди этих средств есть те самые государственные деньги, которые предназначались для казахстанских предпринимателей.

Отсрочка для своих
«Народный банк Казахстана» не донес государственные деньги до народа

Не менее интересной оказалась ситуация с отсрочками по кредитам. Среди мер поддержки малого и среднего бизнеса власти предусматривали временные отсрочки выплат по кредитам – это особо оговаривалось в ходе официальных и неформальных встреч профильных министров с банкирами. Умут Шаяхметова в прошлом году громко объявила, что пойдет навстречу клиентам и гарантированно даст отсрочку по платежам для предпринимателей, пострадавших из-за локдауна.
Однако на самом деле это был пустой пиар на проблемах людей, ведь «кредитные каникулы» в прошлом году «Народный» одобрял неохотно. В денежном выражении – чуть больше, чем в 2019 году. Даже два года назад «Халык» одобрил отсрочек почти на 20% больше, чем в 2020 году, хотя ситуация в экономике тогда была гораздо стабильнее.
Вот такая «забота» о народе от «Народного банка». Если посмотреть, как действовали в пандемию крупные банки других стран, то за «Халык» и его руководителя становится просто стыдно. Российский «Сбер» успешно инвестировал средства в разработку вакцины от коронавируса, которая теперь поставляется во многие страны мира; Европейский инвестиционный банк вложился в стартап по реабилитации тех, кто перенес ковид…
А Умут Шаяхметова в пандемию зарабатывала на процентах с государственных денег, которые были выделены на поддержку экономики.

Похожие новости

Ваш комментарий

Video материалы

Смотреть все