В Европе не скрывают о войне с Россией – Денежный след от финансовых войн – Spiegel Online

В Европе не скрывают о войне с Россией – Денежный след от финансовых войн – Spiegel OnlineЭкономические санкции являются продолжением войны другими средствами. Но какая стратегия является правильной против России? ЕС может многое узнать от давно умершего прусской военного стратега. Одним из больших цивилизованных успехов прошлого столетия является то, что мы больше не пытаемся решать конфликты в Европе с помощью войн. Конфликты имеются, но решаются другими способами. Если процитировать прусского военного стратега Карла фон Клаузевица (1780 - 1831), то он говорил, что экономические санкции являются продолжением войны, но другими способами. В его фундаментальном труде о войне он рассказывал, как ведут войну, и, что самое главное, как ее не ведут. Многие его замечания касаются и экономических войн.

Тот, кто провоцирует войну, должен ответить на вопросы: Каковы цели вступления в войну? Как достичь этих целей? Как бороться с ответной реакцией? Что делают, если цели не достигнуты? Как остановить войну?

Целью политики санкций против России не может быть свержение Путина, но и в перспективе для Западной Европы это не может стать желаемым, так как отсутствуют такие рычаги. Целью может быть разве что предотвращение дальнейших прямых или косвенных посягательств на территориальную целостность.

Каким способом экономические санкции могут косвенно обуздать территориальную экспансию России? Неуклюжие экономические санкции, такие, как эмбарго на поставку энергии, действительно могли бы ввергнуть экономику России в кризис, но и нашу тоже. В таком случае можно ожидать холодную зиму в центральной Европе, но не в России. Россия может выдержать холодную зиму лучше нас.

Сделать из миллиардеров миллионеров

Ограничения международных финансовых сделок и запрет на экспорт высоких технологий, являются лучшим выбором. Они вредят нескольким банкам на Западе, но не большинству населения. Ущерб, нанесенный России, пока тоже не очень большой, но эти санкции рассчитаны на долгосрочную перспективу. Без доступа к евро и долларовому рынку Россия не сможет генерировать достаточный капитал для будущих инвестиций. Для олигархов это плохо, так как из миллиардеров они превратятся в миллионеров, и будут оказывать давление на Путина.

Дальнейшая сфера санкций касается армии. Без доступа к международным рынкам долгосрочных капиталов и европейских технологий, русская армия будет вынуждена отказаться от нескольких запланированных инвестиций. Поставка французского вертолетного носителя Мистраля досадна, но Франция пообещала, что никакие следующие военные технологии не будут продаваться в Россию.

Сочетание прямых экспортных запретов на военную технику с финансовыми санкциями против российских государственных банков, позволит значительно сократить военные инвестиции России.

Мы должны быть готовы к длинной компании, хотя уже удивительно, что ЕС, в ввиду разных интересов, на распалось на отдельные части. Для того, чтобы сохранить это единство, мы не должны сразу же снимать все наши санкции. Санкции против российских государственных банков, мы можем поддерживать необходимые десять . Чтобы сделать нас независимыми от российской энергии, мы должны инвестировать еще больше.

Ущерб велик, но стабильность возвращается

Что произойдет, если Путин будет продолжать свою агрессивную политику? Если он ворвется в Украину или начнет поддерживать русских мятежников в странах Балтии? Только при нападении на одну из стран НАТО мы бы ответили военным путем. Во всех других случаях ЕС будет расширять экономические санкции. Если Путин вторгнется в Киев, то я не могу себе представить дальнейшие нормальные отношения с Россией в обозримом будущем.

Как обезвредить и закончить конфликт? Не последнюю роль здесь мятежники, которые борются с центральным правительством в Киеве, но, прежде всего, засланные русские офицеры. Если Путин выведет своих людей и вооружение, то конфликт закончится быстро. После определенного переходного периода, санкции шаг за шагом могли бы быть отменены.

В отличие от войны, здесь не может быть полной победы или тотального поражения. Финансовые войны внезапно закончатся и люди даже не заметят этого. Ущерб велик, но стабильность возвращается. Если бы Клаузевиц был сейчас жив, то написал бы новую книгу о финансовой войне, отличающуюся от оригинала своей актуальностью.

Перевод и адаптация: Александр Голдун

Похожие новости

Ваш комментарий